ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАЗДНОВАНИЯ
90-летия «ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕИ» И УСТАНОВЛЕНИЯ ЗВАНИЯ
«ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Фото

Фото

1509, 2024

Юбилей дивизиона «Илья Муромец»

14 сентября 2024 года в Историко-краеведческом музее города Сарапула состоялся круглый стол, посвященный юбилею дислокации на сарапульской земле Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец».

На круглый стол была приглашена член Совета Комитета «Челюскинцы»,

Правнучка легендарного полярного летчика Героя Советского Союза – Светлана Михайловна Болдырева.

Также вработе круглого стола приняли активное участие потомки лётчиков и служащих Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец»: семья Панкратьевых, С. Овчаров, М. Литкова, О. Соловцова, Л. Неведомская, Н. Власова — сотрудник Научно-мемориального музея им. профессора Н.Е. Жуковского.

Участниками встречи с потомками служащих Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» стали и сотрудники музейного комплекса, архива, учащиеся «авиационного» класса школы № 13 им. А.Л. Широких.

Сарапульский период деятельности Дивизиона был одним из самых плодотворных в его недолгой, но славной истории. На базе дивизионных мастерских был организован Государственный авиационный завод № 14 на котором в 1921 – 1922 годы производилась разработка и сборка первенца советского самолетостроения – триплана «КОМТА», а в 1920 году начальником учебной части Алексеем Панкратьевым был организован и совершен первый опытный учебный авиаперелет по маршруту «Сарапул – Екатеринбург», ставший основой для разработок будущих гражданских авиалиний.

Почетных гостей Приветствовал Глава города Сарапула — Виктор Шестаков, поделившийся планами о создании модели воздушного корабля «Илья Муромец» с интерактивными элементами на Набережной реки Камы. Также Глава города вручил «Благодарности» потомкам за особое внимание и содействие в сохранении исторической памяти о событиях и выдающихся людях, внесших достойный вклад в развитие и процветание города.

Во время работы круглого стола потомки выступили с докладами, рассказывающими о жизни и судьбе своих предков и передали в музейный фонд документы, фотографии и личные вещи, связанные с историей авиации и деятельностью их близких того периода.

Светлана Болдырева, правнучка полярного летчика Михаила Водопьянова, выступила с докладом: «Михаил Водопьянов. Путь самоучки: от обозного в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» до полярного летчика, Героя Советского Союза».

Михаил Водопьянов в качестве пассажира вместе с лётчиком Алексеем Туманским впервые поднялся в небо именно в Сарапуле. Музейный комплекс, в свою очередь, вручил с благодарностью за сохранение исторической памяти свидетельства «Почетного дарителя музея».
В завершение встречи почетные гости оставили коллективный автограф и сделали общую фотографию на добрую и долгую память.

Потомки также побывали в памятных местах города, связанных с бытом и службой Дивизиона Воздушных кораблей «Илья Муромец», посетили здание ликеро-водочного завода с экскурсией, а также здание бывшей женской гимназии, где проживали лётчики и обслуживающий персонал дивизиона, и многие другие достопримечательности города.

109, 2024

Самая молодая из «челюскинцев»!

31 августа 2024 года исполнился 91 год по-настоящему легендарному человеку – невольному (как она сама говорит) участнику «челюскинской эпопеи» — Карине Васильевне Васильевой!

Все кто знаком с Кариной Васильевной не может не отметить теплоту общения с этим удивительным человеком.
Карина Васильевна всегда рада общению и является хранителем бесценной для нас всех информации и своих личных воспоминаний от общения с «героями-челюскинцами».

Карина Васильевна всегда излучает оптимизм и доброту, чего сейчас не хватает в нашем обществе. Хочется отметить и высококультурную манеру общения Карины Васильевны с каждым, кто приходит в гости к этому легендарному человеку, или звонит по телефону. Все всегда отмечают ее бодрый голос и моментальное расположение к разговору.

Мы все желаем Карине Васильевной оставаться такой же бодрой и оптимистичной!

И, конечно же, желаем крепкого здоровья и долгих лет жизни!

2608, 2024

О «челюскинской эпопее» в Ульяновске

24-25 августа 2024 года — в Ульяновске прошел II международный фестиваль искусств «Аркадия», посвящённый юбилею А.С. Пушкина.
Одна из его частей была посвящена современной книжной продукции, в которой приняли участие 22 ведущих российских издательства.
В рамках молодежной и детской программы член Совета Комитета «Челюскинцы» — Светлана МихайловнаБолдырева (правнучка Героя Советского Союза М.В. Водопьянова), провела встречу с гостями фестиваля на тему: «Спасение челюскинцев — первые Герои Советского Союза. Встреча поколений».

В рамках встречи, с представителем издательства «Паулсен»Ириной Александровной Казачковой рассказали собравшимся о новых книгах издательства, которые касаются истории освоения северных арктических трасс, неизвестных фактах «челюскинской эпопеи», трансарктических перелетов через Северный полюс.

Также с большим удовольствием Светлана Михайловна посетила Ульяновский отраслевой «Музей истории гражданской авиации», где экскурсовод музея — Чухин Виктор Сергеевич рассказал о представленных самолетах и об уникальном экспонате экспозиции – цельнометаллическом бомбардировщике АНТ-4 (ТБ-1).

5 марта 1934 года на похожем самолете АНТ-4 экипаж в составе:
А.В. Ляпидевского (первый пилот), Е. Конкина (второй пилот), Л. Петрова (бортнаблюдатель), М. Руковского (бортмеханик), вывез из ледового лагеря челюскинцев — 10 женщин и 2 детей.

Справочно: Первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом, гофрированной обшивкой. Самолёт разработан за 9 месяцев и построен из кольчугалюминия в 1925 году.

На вооружении ВВС РККА состоял до 1936 года. После снятия с вооружения переданы в Аэрофлот, где под маркой Г-1 («грузовой-первый») использовались, по меньшей мере, до 1945 года. Всего было построено 212 самолетов (в том числе 66 на заводе № 31). Восстановленный Г-1 (регистрационный номер СССР-Н317) — является экспонатом музея гражданской авиации в Ульяновске.

2208, 2024

Московское отделение РВИО.
(«Герои-челюскинцы»).

21 августа 2024 года в Москве, на площадке ГБУ «Московский дом общественных организаций», в рамках заседания Московского отделения Российского военно-исторического общества состоялась презентация проектов по истории освоения Арктики.

Инициатива по проведению заседания по данной тематике принадлежала руководителю Московского отделения РВИО, члену координационного совета Комитета «Челюскинцы» — Александру Александровичу Подмазо.

С презентациями по проектам выступили:

— председатель Координационного совета Комитета «Челюскинцы» — Владимир Дмитриевич Кошлаков (рассказал о деятельности Комитета «Челюскинцы» в течение 2023 -2024 гг.);

— член Координационного совета Комитета «Челюскинцы», автор проекта «Неизвестные герои Севера» — Борис Григорьевич Дворкин (рассказал о проекте, который раскрывает новые имена героев освоения Севера) и о своей просветительской деятельности в этой области.

Юбилей дивизиона «Илья Муромец»

14 сентября 2024 года в Историко-краеведческом музее города Сарапула состоялся круглый стол, посвященный юбилею дислокации на сарапульской земле Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец».

На круглый стол была приглашена член Совета Комитета «Челюскинцы»,

Правнучка легендарного полярного летчика Героя Советского Союза – Светлана Михайловна Болдырева.

Также вработе круглого стола приняли активное участие потомки лётчиков и служащих Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец»: семья Панкратьевых, С. Овчаров, М. Литкова, О. Соловцова, Л. Неведомская, Н. Власова — сотрудник Научно-мемориального музея им. профессора Н.Е. Жуковского.

Участниками встречи с потомками служащих Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» стали и сотрудники музейного комплекса, архива, учащиеся «авиационного» класса школы № 13 им. А.Л. Широких.

Сарапульский период деятельности Дивизиона был одним из самых плодотворных в его недолгой, но славной истории. На базе дивизионных мастерских был организован Государственный авиационный завод № 14 на котором в 1921 – 1922 годы производилась разработка и сборка первенца советского самолетостроения – триплана «КОМТА», а в 1920 году начальником учебной части Алексеем Панкратьевым был организован и совершен первый опытный учебный авиаперелет по маршруту «Сарапул – Екатеринбург», ставший основой для разработок будущих гражданских авиалиний.

Почетных гостей Приветствовал Глава города Сарапула — Виктор Шестаков, поделившийся планами о создании модели воздушного корабля «Илья Муромец» с интерактивными элементами на Набережной реки Камы. Также Глава города вручил «Благодарности» потомкам за особое внимание и содействие в сохранении исторической памяти о событиях и выдающихся людях, внесших достойный вклад в развитие и процветание города.

Во время работы круглого стола потомки выступили с докладами, рассказывающими о жизни и судьбе своих предков и передали в музейный фонд документы, фотографии и личные вещи, связанные с историей авиации и деятельностью их близких того периода.

Светлана Болдырева, правнучка полярного летчика Михаила Водопьянова, выступила с докладом: «Михаил Водопьянов. Путь самоучки: от обозного в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» до полярного летчика, Героя Советского Союза».

Михаил Водопьянов в качестве пассажира вместе с лётчиком Алексеем Туманским впервые поднялся в небо именно в Сарапуле. Музейный комплекс, в свою очередь, вручил с благодарностью за сохранение исторической памяти свидетельства «Почетного дарителя музея».
В завершение встречи почетные гости оставили коллективный автограф и сделали общую фотографию на добрую и долгую память.

Потомки также побывали в памятных местах города, связанных с бытом и службой Дивизиона Воздушных кораблей «Илья Муромец», посетили здание ликеро-водочного завода с экскурсией, а также здание бывшей женской гимназии, где проживали лётчики и обслуживающий персонал дивизиона, и многие другие достопримечательности города.

Go to Top