«Челюскинцами» называют экипаж, пассажиров и спасателей легендарного парохода «Челюскин», отрабатывавшего схему доставки грузов по Северному морскому пути – Мурманск – Владивосток – за одну летнюю навигацию и затонувшего в Чукотском море 13 февраля 1934 года в результате сжатия льдами. 90 лет назад эта история потрясла весь мир и ее назвали «челюскинской эпопеей» – то есть, очень важным для мира событием! Настоящее мужество проявили экипаж и пассажиры «Челюскина» – представители разных профессий; лётчики-спасатели – родоначальники полярной авиации, ставшие первыми героями СССР; местные жители Чукотки, помогавшие спасателям. Учёные, находясь на льдине, продолжали проводить научные исследования. Впоследствии с использованием их опыта стали создаваться полярные станции на дрейфующих льдинах.

  Цель проекта: создание просветительского фильма для детей, способствующего сохранению памяти о значимом событии в истории страны, о его героях; популяризация в образовательном пространстве РФ «северных профессий» и родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (далее КМНСС и ДВ РФ), что, предположительно, будет способствовать формированию мотивации к их освоению, к Северу в целом.

  В прологе фильма ученики школ чукотских населённых пунктов Уэлен и Ванкарем – основных мест действия «челюскинской эпопеи» – приветствуют потомков легендарных челюскинцев, с которыми им удалось установить связь, и приглашают детей и молодёжь регионов, расположенных вдоль Северного морского пути, подключиться к межрегиональному проекту – созданию просветительского фильма «О челюскинской эпопее на языках народов Арктики», который будет предложено показать в школах России на тематических мероприятиях, посвящённых Северу, например, в День полярника или в День Арктики.

  Далее сюжет строится на «продвижении» чукотского мяча-эстафеты, «отправленного» жителями Чукотки в Санкт-Петербург (Ленинград) – город, откуда «Челюскин» вышел в плавание 16 июля 1933 года, – через Мурманск, Архангельскую область, ЯНАО, Таймыр (Красноярский край), Якутию, обратно на Чукотку, где разворачивались основные события эпопеи, то есть, по всему Северному морскому пути. Каждый человек (или группа), получивший эстафету, рассказывает на русском и родном языках (с подстрочным переводом) историю следования легендарного парохода в акватории моря, возле которого человек, получивший эстафету, живёт, что сопровождается кадрами хроники и комментариями потомков челюскинцев. Одновременно даётся небольшая зарисовка современного состояния населённого пункта, его объектов (например, задействованного музея), перечисляются занятия людей, получающих возможность стать участниками фильма. В фильме планируется звучание не менее 10-12 языков КМНСС и ДВ РФ. Содержание эпизода сценария для каждого регионального участника эстафеты разрабатывается индивидуально и приводится в Приложении №2 (дополнения и изменения со стороны участника возможны после предварительного согласования с авторами проекта)

  Концепция проекта была разработана в 2021 году филиалом ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов РФ» («ФИРЯ») в г. Якутске в рамках выполнения государственного задания (НИР) по теме: «Разработка дидактической системы и методики создания развивающей речевой среды на родном языке в образовательных организациях, расположенных в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (2020-2022гг) как часть плана деятельности межрегиональной языковой онлайн-мастерской «Север Стрим» этнокультурной и профориентационной направленности.

Руководитель проекта:
Елена Александровна Найдёнова – член Комитета,
ведущий эксперт филиала ФИРЯ в г. Якутске, к.п.н.